Портрет современника как журналистская задача: дискурсивный аспект (на примере статьи А. Валеева «Аркаим после Путина»)
DOI:
https://doi.org/10.47475/2949-3390-2024-4-2-118-125Ключевые слова:
журналистский текст, дискурс, журналистский дискурс, смыслогенерация в журналистском тексте, Аркаим, ЗдановичАннотация
Статья посвящена вопросам реализации журналистских задач при освещении такой тематики, как «портрет современника». Автор предлагает рассмотреть особенности дискурсивной организации текстов такой направленности на примере статьи лауреата конкурса «Золотое перо» 2005 года Айвара Валеева, связанной с историей Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» и его директора (в то время) Геннадия Борисовича Здановича. Статья, поднимающая ряд общественно значимых проблем, рассматривается с точки зрения дискурсивной практики, под которой применительно к журналистским текстам понимается имплицитное формирование смыслов «поверх» денотативного компонента и общего «шаблона» жанра. Выделены такие особенности дискурсивного аспекта, как общая тональность повествования (доминанта), смыслогенерирующий потенциал сюжета, аффективные противоречия повествования. Автор приходит к выводу о раскрытии личности героя статьи путем описания отношения героя к происходящему, а не его действий, что создает дополнительное драматическое напряжение повествования.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с Челябинской областью) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098
Библиографические ссылки
Зубанова Л. Б., Зыховская Н. Л., Шуб М. Л. Архаический памятник Аркаим: практики освоения и субъективные смыслы восприятия мемориальных ландшафтов // Дискурс-Пи. 2024. Т. 21, No 2. С. 90– 110. DOI: https://doi.org/10.17506/18179568_2024_21_2_90.
Сафонов А. В. Концентрация аффективных противоречий как критерий качества журналистского текста // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Междунар. науч.- практ. конф., посвященной 75-летию журналистского образования на Урале (Екатеринбург, 14–15 апреля 2011 г.) / ф-т журналистики Урал. гос. ун-та Екатеринбург: УрГУ, 2011. С. 367–373.
Сафонов А. В., Топчий И. В. Система образов меморативного ландшафта археологического памятника Аркаим как фактор его популяризации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. No 4 (50). С. 102–111. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-102-111.
Симакова С. Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. No 4 (50). С. 112–118. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118.
Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / пер. с англ. Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. 356 с.
Anderson K. T., Holloway J. Discourse analysis as theory, method, and epistemology in studies of education policy // Journal of Education Policy. 2020. No 35, iss.2. P. 188–221. https://doi.org/10.1080/02680939.2018.1552992.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Марина Загидуллина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.