«Портрет современника» как теоретическая проблема
Ключевые слова:
медиагерой, портрет современника, ценностная дефицитарность, журналистика, профессиональные журналистские конкурсыАннотация
Статья посвящена вопросу места понятия «портрет современника» в современной журналистике и возможностям исследования отражение эпохи в СМИ посредством обращения к этому феномену. Материалом исследования стали работыпобедители XVIII Всероссийского конкурса молодых журналистов «Вызов – XXI век» в 2022 году. Автор рассматривает культурологические основания понятия, подчеркивая, что под «портретом современника» в журналистике традиционно понимается «герой своего времени», а причины выбора того или иного типа людей как таких героев предопределяются «голосом эпохи». При этом портрет современника, запечатленный в СМИ, представляет собой репрезентанту коллективного выбора, а следовательно, определяется общественным запросом, который, в свою очередь, отражает дефицитарную часть символического пространства. Автором установлен ряд закономерностей в выборе журналистами героев репортажей как героев своего времени: внимание к вынужденно маргинализированным группам людей (например, инвалидам), людям, столкнувшимися с разными формами угрозы жизни, представителям редких профессий, «простые труженики». Автор предлагает «формулу» портрета современника, отражающую дефицит ее составляющих: мир труда и заботы, где личность реализуется в служении другим.
Библиографические ссылки
Громова Е. Б. Эндемичные герои Крымского регионального телевизионного эфира (на примере «Вести. Крым») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2020. Т. 6, № 1. С. 211–232. DOI https://doi.org/10.37279/2413-1679-2020-6-1-211-232.
Зеленина Е. В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2 (6). С. 33–52.
Зеленина Е. В., Порецкая Т. Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 5 (97). С. 157–166.
Зубанова Л. Б. Цифровая память в пространстве мемориальной культуры: образы прошлого в медиа-технологиях будущего // Челябинский гуманитарий. 2020. № 3 (52). С. 15–22. DOI https://doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10302.
Стригин М. Б. Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления. От когнитивности атома до мирового разума / под ред. А.В.Маркова и Е.С.Степченко. Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2022. 410 с.
Таскаева А. В., Питина С. А. Трансформация образа героя в медийном дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, № 7. С. 2215–2220. DOI: https://doi.org/10.30853/phil210340.
Фуртай Ф. «Смотрите, кто ушёл!»: Честер Беннингтон как медиа-герой нашего времени // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 3 (32). С. 6–17.
Bauchner H. & Easley T. J. Healthcare heroes of the COVID–19 pandemic // Journal of American Medical Association. 2021. N 323 (20). URL: https://doi.org/10.1001/jama.2020.6197.
Boulton M., Garnett A., Webster F. A Foucauldian discourse analysis of media reporting on the nurse-as-hero during COVID-19 // Nursing Inquiry. 2022. N 29 (3). Article e12471. DOI https://doi.org/10.1111/nin.12471. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/nin.12471?src=getftr.
Peng M.-T. From Invisible to Visible – Validating Media Presence: Forging a New Image of Nursing in the Post-Pandemic Era // Hu li za zhi [The journal of nursing]. 2022. № 69 (6). P. 84–92.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Марина Загидуллина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.



